Логотип БилингваБилингваБилингвизмъя удмурт центр

Телефон: (8 3412) 687-798

E-mail: udmbilingva@yandex.ru
Герӟет тодэтъёс

Нылпи садэ ветлӥсь пиналъёсты будэтонын калык педагогикалэн интыез

Антонина Михайловна Комарова,
педагоги наукаосъя кандидат

Понятие «народная педагогика» для многих ассоциируется с прошлым опытом по воспитанию подрастающего поколения. К сожалению, можно еще услышать суждение родителей такого рода: «Нужно детей держать в строгости. Меня в детстве били ремнем, и я своего буду так же воспитывать». Тревожный сигнал о нездоровом микроклимате в семье рассматривается некоторыми как преемственность народного воспитания. Насколько соотносятся народная педагогика, народное воспитание и педагогика в целом с описанной ситуацией? Иногда ложные представления о воспитании принимаются как за аксиому. Ни один народ не оставит в своем педагогическом арсенале физическое наказание как средство воспитания ребенка. Народные традиции воспитания проходят испытание временем. Также и блистательные примеры воспитания детей в отдельных семьях не могут претендовать на статус «народного», если они единичны. Исторически сложившийся, проверенный временем положительный опыт составляет золотой фонд народной педагогики.

Нормы, правила воспитания осмысливаются как в условиях признания роли народной педагогики в современном обществе, так и в случаях ее отрицания. Как правило, неприятие, негативное восприятие складывается из-за отсутствия четких представлений о ценностных нормах воспитания, о традиционной педагогической культуре народа и ограничения народной педагогики во временных рамках прошлого. Народная педагогика – это не прошлое, а аккумуляция прошлого, настоящего и будущего.

Отношение практических работников к использованию народных традиций в воспитании дошкольников характеризуется неоднородностью. Условно можно выделить следующие подходы к рассматриваемому вопросу:
а) работа ведется предельно осознанно, целенаправленно, в определенной системе, с опорой на этнографические материалы, изучается и учитывается социокультурное окружение детей;
б) часто используются народные традиции, но нет четко поставленной цели и нет системы в работе, недостаточная связь с социумом по проблеме внедрения идей народной педагогики в воспитательный процесс дошкольного учреждения;
в) фрагментарное, от случая к случаю, хаотическое использование народных традиций, дети как иллюстрацию рассматривают предлагаемую социальную среду, но не проживают в ней;
г) пассивное отношение к использованию народных традиций.

Вечные ценности народной педагогики – ее идеи и опыт – необходимо переосмыслить в связи с изменяющейся реальностью. Из опыта прошлого необходимо находить и извлекать то, что действительно полезно для настоящего. Введение народной педагогики в деятельность дошкольных учреждений требует разумного подхода и с точки зрения отбора содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Потенциал народной педагогики неисчерпаемо богат, «объять необъятное» очень сложно, поэтому некоторые ДОУ в каком-либо определенном направлении работают углубленно – экологическом, краеведческом, развития культуры общения, декоративно-прикладного искусства, народного фольклора и т.д. Это дает возможность использовать народные традиции воспитания не фрагментарно, а соблюдать целостность традиций во всех проявлениях, но с максимальной опорой на одном из компонентов, в одном направлении, отражая сущность народной педагогики в современном изменяющемся мире.

Результативность работы ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициям народа не может оцениваться количеством проведенных мероприятий. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников в детском саду на идеях народной педагогики, является осознанное признание её ценности и умение воспитателя сохранять, целенаправленно передавать богатый спектр возможностей из кладезя народной мудрости.

Взаимодействие воспитателя с детьми на основе заповедей народной педагогики строится с учетом следующих функций:
а) диагностирующая – определяет уровень владения детьми национально-культурными ценностями;
б) проектирующая – заключается в предвидении значимых для детей дошкольного возраста воспитывающих ситуаций, связанных с овладением национальной культурой и созданием условия для их самоутверждения, направлена на формирование перспективы развития личности. Вся палитра народной мудрости не может быть использована в образовательном процессе без изменений и критической оценки;
в) компенсаторная - направлена на восполнение отсутствующих в окружающей среде культурно-исторических ценностей, сведений;
г) дифференцирующая - требует учета индивидуальных особенностей и интересов детей дошкольного возраста. Отдельно предъявляются требования к мальчику, девочке, учитываются их индивидуальные особенности. Необходимо учитывать социальное окружение, местный ландшафт, дизайн и т.д.;
д) корректирующая – связана с коррекцией у детей неправильных понятий о народной культуре, традициях и обрядах;
е) организационно-деятельностная – организация деятельности, связанная с пропагандой народной культуры; задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить у детей активность, творчество;
ж) интегрирующая – воспитатель обобщает и систематизирует имеющиеся у детей знания о народной культуре, способствует целостному усвоению этого понятия и составляющих его элементов;
з) стимулирующая – направлена на формирование общественно-значимых мотивов и потребностей, эмоционально-положительного отношения к народной культуре и ее использования в повседневной жизни.

Реализация перечисленных функций способна обеспечить жизнеспособность внедрения народной педагогики в образовательный процесс современного дошкольного учреждения.

Литература

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.:А.П.О., 1995.
  2. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: монография / Йошкар-Ола, 2002.